Все мы допускаем ошибки в своей работе. Главное – воспринимать их как полезный опыт.

А чтобы вы набили как можно меньше шишек, расскажу о тех ошибках, что совершала я или мои знакомые, работающие в сфере аренды.

Ошибка первая – не брать задаток. Авансовая форма оплаты при аренде предпочтительна. Всегда. Даже если «нам завтра подруга привезет деньги» или «не могу сейчас до банкомата дойти». Уступите – возможно, не увидите на следующий день ни денег, ни квартирантов. Учитесь сопротивляться жалобным взглядам и фразам.

Ошибка вторая – сдавать квартиру родственникам и знакомым. Разумеется, вы можете выручить друзей, даже пустить пожить бесплатно. Но если с человеком у вас шапочное знакомство, и речь идет именно об оплаченной аренде, будьте осторожны. Эта категория арендаторов чаще других пытается избежать оплаты или надавить на жалость, манипулируя знакомствами и родственными чувствами.

Ошибка третья – откусывать больше, чем вы можете проглотить. Я имею в виду расширение бизнеса. Со временем, накопив нужную сумму, вы можете взять еще квартиру в субаренду (а может, даже купить или взять в ипотеку!). Но предварительно подсчитайте расходы. Вторая квартира – это вдвое больше трат. А еще вдвое больше времени, которое требуется на уборку и подготовку квартиры.

Ошибка четвертая – взваливать на себя все обязанности. В какой-то момент я поняла, что только и делаю, что ношусь между квартирами, чтобы принять гостей, проводить, сделать уборку, снова принять гостей… А между тем, я мечтала о пассивном доходе и избытке свободного времени. В конце концов, я махнула рукой на экономию и наняла домработницу. Конечно, траты на содержание апартаментов возросли, но незначительно. Вывод: не бойтесь привлекать рабочую силу и делегировать задачи. Если квартир для аренды несколько, вы просто рискуете все не успеть.

Ошибка пятая – надеяться, что арендатор ничего не заметит. Лень мыть плиту? На ней же почти не готовили, подумаешь, пара пятнышек, гости ничего не заметят. Не успели пропылесосить под кроватью? Туда никто не смотрит! Мой опыт говорит: и смотрят, и заметят. Арендаторы внимательны и моментально отмечают недостатки. Поэтому не ленитесь сделать хорошую уборку перед визитом гостей. Лень может стоить вам отрицательного отзыва или, как минимум, нелестного устного замечания.